ГБУ "Республиканский Онкологический Диспансер"

Чеченская Республика, г.Грозный

Вестник Минздрава

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

 

О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2010 г. N 126-ФЗ;
от 27.07.2010 г. N 227-ФЗ; от 07.05.2013 г. N 80-ФЗ;
от 02.07.2013 г. N 182-ФЗ; от 24.11.2014 г. N 357-ФЗ;
от 03.11.2015 г. N 305-ФЗ)

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения,
связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее
также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской
Федерации права на обращение в государственные органы и органы
местного самоуправления, а также устанавливается порядок
рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными лицами.
2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок
рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения
граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в
порядке, установленном федеральными конституционными законами и
иными федеральными законами.
3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок
рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения,
связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без
гражданства, за исключением случаев, установленных международным
договором Российской Федерации или федеральным законом.
4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок
рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными лицами распространяется на
правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами,
должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе
юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с
рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе
юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции
государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями
и их должностными лицами. (Часть дополнена - Федеральный закон
от 07.05.2013 г. N 80-ФЗ)

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения
объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные
органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в
государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на
которые возложено осуществление публично значимых функций, и их
должностным лицам. (В редакции Федерального закона
от 07.05.2013 г. N 80-ФЗ)
2. Граждане реализуют право на обращение свободно и
добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно
нарушать права и свободы других лиц.
3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных
с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений
граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными
федеральными законами.
2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на
защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать
гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии,
установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем
Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные термины:
1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в
государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу в письменной форме или в форме электронного
документа предложение, заявление или жалоба, а также устное
обращение гражданина в государственный орган, орган местного
самоуправления; (В редакции Федерального закона
от 27.07.2010 г. N 227-ФЗ)
2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию
законов и иных нормативных правовых актов, деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления, развитию
общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных
сфер деятельности государства и общества;
3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации
его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод
других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных
правовых актов, недостатках в работе государственных органов,
органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика
деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите
его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав,
свобод или законных интересов других лиц;
5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти
либо выполняющее организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции в государственном органе или
органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом
местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет
право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо
обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной
форме; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 227-ФЗ)
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися
рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и
законные интересы других лиц и если в указанных документах и
материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или
иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в
обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11
настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации
письменного обращения в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит
решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или
на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в
административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения
обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его
обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его
обращением в государственный орган, орган местного самоуправления
или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов
или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих
прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных
интересов других лиц.
2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение
сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся
частной жизни гражданина, без его согласия. Не является
разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление
письменного обращения в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит
решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном
порядке указывает либо наименование государственного органа или
органа местного самоуправления, в которые направляет письменное
обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего
должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также
свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый
адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о
переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или
жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов
гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы
либо их копии.
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного
документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке
указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии),
адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме
электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть
направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому
обращению необходимые документы и материалы в электронной форме
либо направить указанные документы и материалы или их копии в
письменной форме. (В редакции Федерального закона
от 27.07.2010 г. N 227-ФЗ)

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в
тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому
должностному лицу, в компетенцию которых входит решение
поставленных в обращении вопросов.
2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в
течение трех дней с момента поступления в государственный орган,
орган местного самоуправления или должностному лицу.
3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых
не входит в компетенцию данных государственного органа, органа
местного самоуправления или должностного лица, направляется в
течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или
соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит
решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением
гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за
исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего
Федерального закона.
3-1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах
возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере
миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в
территориальный орган федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю,
надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и
высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
(руководителю высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина,
направившего обращение, о переадресации его обращения, за
исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего
Федерального закона. (Часть дополнена - Федеральный закон
от 24.11.2014 г. N 357-ФЗ)
4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении
вопросов относится к компетенции нескольких государственных
органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия
обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в
соответствующие государственные органы, органы местного
самоуправления или соответствующим должностным лицам.
5. Государственный орган, орган местного самоуправления или
должностное лицо при направлении письменного обращения на
рассмотрение в другой государственный орган, орган местного
самоуправления или иному должностному лицу может в случае
необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного
лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного
обращения.
6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в
государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых
обжалуется.
7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным
частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на
рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления
или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение
поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с
разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или
действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их
компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
2. В случае необходимости рассматривающие обращение
государственный орган, орган местного самоуправления или
должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на
место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или
должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное
рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием
гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые
для рассмотрения обращения документы и материалы в других
государственных органах, органах местного самоуправления и у иных
должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов
предварительного следствия; (В редакции Федерального закона
от 27.07.2010 г. N 227-ФЗ)
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту
нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении
вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего
Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на
рассмотрение в другой государственный орган, орган местного
самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их
компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или
должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу
государственного органа, органа местного самоуправления или
должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15
дней предоставлять документы и материалы, необходимые для
рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в
которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную
охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен
особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается руководителем
государственного органа или органа местного самоуправления,
должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган,
орган местного самоуправления или должностному лицу в форме
электронного документа, направляется в форме электронного документа
по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в
письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. (В
редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 227-ФЗ)

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия
гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому
должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в
указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом,
совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице,
его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение
подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его
компетенцией. (В редакции Федерального закона
от 02.07.2013 г. N 182-ФЗ)
2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение
семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему
обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного
решения. (В редакции Федерального закона от 29.06.2010 г. N 126-ФЗ)
3. Государственный орган, орган местного самоуправления или
должностное лицо при получении письменного обращения, в котором
содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни,
здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи,
вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем
вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о
недопустимости злоупотребления правом.
4. В случае, если текст письменного обращения не поддается
прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит
направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу в соответствии с их
компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации
обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его
фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. (В редакции
Федерального закона от 29.06.2010 г. N 126-ФЗ)
5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится
вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по
существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в
обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства,
руководитель государственного органа или органа местного
самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо
вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и
прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии,
что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись
в один и тот же государственный орган, орган местного
самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном
решении уведомляется гражданин, направивший обращение. (В редакции
Федерального закона от 02.07.2013 г. N 182-ФЗ)
6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении
вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих
государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну,
гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать
ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с
недопустимостью разглашения указанных сведений.
7. В случае, если причины, по которым ответ по существу
поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем
были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в
соответствующий государственный орган, орган местного
самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган,
орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии
с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня
регистрации письменного обращения, за исключением случая,
указанного в части 1-1 настоящей статьи. (В редакции Федерального
закона от 24.11.2014 г. N 357-ФЗ)
1-1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному
лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений
законодательства Российской Федерации в сфере миграции,
рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного
обращения. (Часть дополнена - Федеральный закон
от 24.11.2014 г. N 357-ФЗ)
2. В исключительных случаях, а также в случае направления
запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего
Федерального закона, руководитель государственного органа или
органа местного самоуправления, должностное лицо либо
уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения
обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его
рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах
местного самоуправления проводится их руководителями и
уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об
установленных для приема днях и часах доводится до сведения
граждан.
2. При личном приеме гражданин предъявляет документ,
удостоверяющий его личность.
3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного
приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении
факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют
дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина
может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в
карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается
письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема,
подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом.
5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение
которых не входит в компетенцию данных государственного органа,
органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину
дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в
дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по
существу поставленных в обращении вопросов.
7. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный
прием в первоочередном порядке. (Часть дополнена - Федеральный
закон от 03.11.2015 г. N 305-ФЗ)

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения
обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и
должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль
за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют
содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному
выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных
интересов граждан.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего
Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона,
несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации.

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание
понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию
морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием)
государственного органа, органа местного самоуправления или
должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные
сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения
государственным органом, органом местного самоуправления или
должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по
решению суда.

Статья 17. Признание не действующими на территории
Российской Федерации отдельных нормативных
правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:
1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968
года N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и
жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17,
ст. 144);
2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII "Об утверждении
Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1968, N 27, ст. 237);
3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года
N 1662-Х "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума
Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980,
N 11, ст. 192);
4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-Х "Об утверждении
Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты СССР" (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 540) в части, касающейся
утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении
изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР
"О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан";
5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988
года N 8422-XI "О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного
Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб
граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 94);
6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI "Об утверждении
Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и
дополнений в законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1988, N 22, ст. 361) в части, касающейся утверждения
Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении дополнений в
Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан".

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180
дней после дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль
2 мая 2006 года
N 59-ФЗ


О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 19 декабря 2015 г. № 1382

О Программе государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской
Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
а) внести в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации:
до 1 июля 2016 г. - доклад о реализации в 2015 году Программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
до 15 сентября 2016 г. - проект программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
на 2017 год;
б) давать разъяснения по вопросам формирования и экономического
обоснования территориальных программ государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год,
включая подходы к определению дифференцированных нормативов
объема медицинской помощи, в том числе совместно с Федеральным
фондом обязательного медицинского страхования - по вопросам
формирования и экономического обоснования территориальных программ
обязательного медицинского страхования;
в) осуществлять мониторинг формирования, экономического
обоснования и оценку реализации территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на 2016 год, в том числе совместно с Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования - территориальных программ
обязательного медицинского страхования;
г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие
с настоящим постановлением.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации утвердить до 25 декабря 2015 г. территориальные
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи на 2016 год.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев


Р. Кадыров возьмет под личный контроль вопросы развития здравоохранения в Чечне

 
Р. Кадыров возьмет под личный контроль вопросы развития здравоохранения в Чечне

Временно исполняющий обязанности Главы Чеченской Республики Рамзан Кадыров представил коллективу нового министра здравоохранения Чечни Эльхана Сулейманова. Об этом он сообщил на своей странице в социальной сети Инстаграм. «Я решил взять под личный контроль вопросы развитие здравоохранения Чечни. Сегодня встретился с руководством Минздрава и главными врачами. Представил нового министра Эльхана Сулейманова, ранее работавшего в должности первого заместителя руководителя ведомства. Я много лет знаю Эльхана, как опытного, грамотного, знающего свое дело профессионала. Мы продолжительное время пытались наладить работу республиканского онкологического диспансера. Результаты появились когда по моему приглашению из Москвы приехал Сулейманов», – написал он. Р. Кадыров подчеркнул, что Эльхану Сулейманову удалось вывести онкодиспансер в ряд ведущих в стране. Он добился отличных результатов. Теперь жителям Чечни не обязательно выезжать за пределы республики для обследования и лечения. «Я выразил уверенность, что в новой должности Эльхан справится еще лучше, проведет структурные изменения, выведет здравоохранение на новый уровень развития. Эльхан отметил, что в первую очередь необходимо провести правильную кадровую политику, готовить специалистов в лучших клиниках страны, добиться максимального использования современного диагностического оборудования, повысить ответственность за правильную постановку диагнозов и лечение больных»,– поделился в соцсети врио Главы ЧР.

http://minzdravchr.ru/novosti/ramzan-kadyrov-vozmet-pod-lichnyj-kontrol-voprosy-razvitiya-zdravoohraneniya-v-chechne 


Памятные даты военной истории России

 
09 марта 2016 г.
Памятные даты военной истории России

3 марта-В этот день в 1799 году русская эскадра под командованием Фёдора Фёдоровича Ушакова взяла штурмом крепость Корфу.

18 марта-В этот день в 1809 году русские войска завершили героический переход по льду Ботнического залива в ходе войны со Швецией.

22 марта-В этот день в 1915 году русские войска после многомесячной осады взяли крупнейшую австрийскую крепость Перемышль.

27 марта-В этот день в 1111 году Владимир Мономах одержал блестящую победу над половцами в битве при Сальнице. Благодаря героизму и решительности русских дружин было разгромлено огромное половецкое войско, а набеги половцев на Русь прекратились.

31 марта-В этот день в 1814 году русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж после сражения у его стен. Взятие столицы Франции стало завершающим сражением зарубежного похода русской армии. После падения Парижа Наполеон отрекся от трона.

Источник:http://histrf.ru/ru/rvio/activities/projects/item-1141#_ednМАРТ


15 февраля – Всемирный день детей, больных онкозаболеваниями

 
15 февраля – Всемирный день детей, больных онкозаболеваниями

Всемирный день детей, больных онкологическими заболеваниями, отмечается ежегодно 15 февраля по инициативе Всемирной конфедерации организаций родителей детей, больных онкозаболеваниями (ICCCPO), более чем в 40 странах мира.

Говоря об уровне заболеваемости детей онкологическими заболеваниями в России, нужно сказать, что он сопоставим с уровнем заболеваемости в других развитых странах мира.

Важно отметить, что в России за последние 10 лет благодаря новым лекарственным препаратам и методам химиотерапии, лучевой терапии и хирургического вмешательства были достигнуты значительные успехи борьбе с детской онкологией. Еще на первом этапе химиотерапии удается значительно уменьшать опухоли, уничтожать метастазы и затем проводить органосохраняющие операции.

Ежегодно в России выявляется 3,5 тыс. новых случаев онкозаболеваний у детей, что составляет 15 заболевших на 100 тыс. детей.

К сожалению, форм онкологических заболеваний очень много (около 200), болезнь может обнаружиться в любом органе. Чаще всего детей поражает лейкимия (рак крови). При этом следует отметить, что в России при лейкозах выздоравливают до 90% детей.

В последнее время активно разрабатываются вопросы реабилитации. Совершенствуются методы диагностики.

Благодаря эффективной, комплексной системе лечения от разных форм онкологических заболеваний при своевременном обнаружении и обеспечении необходимым лечением выздоравливают в среднем 80% детей.

http://www.rosminzdrav.ru/news/2016/02/15/2786-15-fevralya-vsemirnyy-den-detey-bolnyh-onkozabolevaniyami 


4 февраля - международный день борьбы с онкологическими заболеваниями

 
4 февраля - международный день борьбы с онкологическими заболеваниями

Международный день борьбы с онкологическими заболеваниями был учрежден в 2000 году. Его задача - поддержать больных раком пациентов и повысить осведомлённость людей о факторах риска.

Эксперты отмечают, что около 40% раковых заболеваний можно предотвратить, придерживаясь здорового образа жизни, главным образом, благодаря воздержанию от употребления табака, здоровому питанию, физической активности и профилактике инфекций, которые могут приводить к раку.

Рак лучше поддается лечению, если диагностировать его на ранней стадии, поэтому Министерство здравоохранения Российской Федерации уделяет особое внимание программе диспансеризации населения. В процессе профилактических осмотров доля выявленных злокачественных заболеваний на 1-2 стадии составляет около 70%.

В Российской Федерации новообразования являются одной из основных причин смертности населения. В связи с этим Минздравом России регулярно проводятся мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы онкологических учреждений, оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием в соответствии с утверждёнными порядками оказания медицинской помощи, подготовку медицинских кадров.

Особое внимание уделяется детской онкологии. В Российской Федерации применяются как оригинальные отечественные, так и зарубежные протоколы лечения детей со злокачественными новообразованиями. Благодаря этому удалось добиться высоких показателей выживаемости: так, при начале терапии на начальной стадии заболевания выживаемость детей составляет при остром лимфобластном лейкозе – 80 %, лимфогранулематозе – 95 %, нефробластоме – 90 %, неходжкинских лимфомах – 75 %.

В 2015 году Минздравом России проведена работа по обеспечению доступности населения в наркотических обезболивающих лекарственных препаратах. Установлен новый принцип государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ: срок действия рецепта на наркотические анальгетики увеличен до 15 дней, а также предоставлены полномочия медицинским организациям (обособленным подразделениям медицинских организаций), расположенным в сельской и удаленной местности, при отсутствии соответствующих аптек осуществлять отпуск наркотических препаратов гражданам.

Новые меры способствуют расширению возможности аптечных и медицинских организаций по созданию условий для работы с наркотическими анальгетиками и обеспечению ими нуждающихся пациентов.

http://www.rosminzdrav.ru/news/2016/02/04/2759-4-fevralya-mezhdunarodnyy-den-borby-s-onkologicheskimi-zabolevaniyami 


ОМС. Вопросы и ответы

О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 28 ноября 2014 г. № 1273

О Программе государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год
и на плановый период 2016 и 2017 годов


Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению онкологического профиля

Анкета для оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в амбулаторных и стационарных условиях

 

Распоряжение №155



Мониторинг эффективности эксплуатации медицинского оборудования в медицинских учреждениях Российской Федерации

 
Мониторинг эффективности эксплуатации медицинского оборудования в медицинских учреждениях Российской Федерации

Мониторинг эффективности эксплуатации медицинского оборудования в медицинских учреждениях Российской Федерации

Мониторинг эффективности эксплуатации медицинского оборудования в медицинских учреждениях Российской Федерации
По поручению Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения проводит мониторинг эффективности эксплуатации медицинского оборудования (в том числе дорогостоящего), используемого для оказания медпомощи гражданам в государственных учреждениях здравоохранения, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Российской Федерации.

По итогам 2014 года в Российской Федерации зафиксирована следующая нагрузка на дорогостоящее медицинское оборудование:

- на магнитно-резонансные томографы (далее – МРТ) – 3 243 исследования на 1 аппарате в год, что составляет 8,9 исследований на 1 аппарате в сутки;

- на компьютерные томографы (далее – КТ) – 3 862 исследования на 1 аппарате в год, что составляет 10,6 исследований на 1 аппарате в сутки;

- на ангиографические комплексы стационарные – 1 621 процедура на 1 аппарате в год, что составляет 4,4 процедуры на 1 аппарате в сутки;

- на маммографические аппараты: диагностические исследования – 1 305 исследований на 1 аппарате в год, что составляет 3,6 исследований на 1 аппарате в сутки; профилактические исследования – 2 271 исследование на 1 аппарате в год, что составляет 6,2 исследований на 1 аппарате в сутки;

- на флюорографические оборудование: диагностические исследования – 1 952 исследования на 1 аппарате в год, что составляет 5,3 исследований на 1 аппарате в сутки; профилактические исследования – 13 010 исследований на 1 аппарате в год, что составляет 35,6 исследований на 1 аппарате в сутки;

- на ультразвуковые аппараты – 4 526 исследований на 1 аппарате в год, что составляет 12,4 исследований на 1 аппарате в сутки.

В ходе мониторинга выявлены субъекты Российской Федерации, достигшие по итогам 2014 года максимальных и минимальных показателей нагрузки на оборудование.

Продуктивней всего использовали дорогостоящую технику следующие регионы:

- МРТ – Удмуртская Республика (9 483 исследования на 1 аппарате в год), Новосибирская область (9 000), Республика Тыва (7 236);

- КТ – Томская область (8 445 исследований на 1 аппарате в год), Краснодарский край (7 830), Тюменская область без АО (7 254);

- ангиографические комплексы стационарные – Липецкая область (6 127 процедур на 1 аппарате в год), Калининградская область (5 551), Воронежская область (4 132).

По результатам анализа имеющихся данных определена оптимальная нагрузка на отдельные виды дорогостоящего медицинского оборудования. Данная информация была направлена в регионы для более эффективного использования оборудования.

"Такой мониторинг будет и далее регулярно проводиться Росздравнадзором. Рациональное использование медицинского оборудования позволяет сделать качественную медицинскую помощь с использованием современных технологий еще более доступной для граждан во всех регионах нашей страны", - сообщила Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.


Распоряжение от 30 декабря 2014 г. № 2782-р

 
19 июня 2015 г.

П Е Р Е Ч Е Н Ь
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год онко стр. (54-65)


Лекарственное обеспечение онкопациентов при стационарном и амбулаторном лечении

 
Лекарственное обеспечение онкопациентов при стационарном и амбулаторном лечении

Часто онкопациенты задают вопросы, какой перечень льготных лекарств им положен, только лишь по онкозаболеванию или по сопутствующим, что бесплатно, а что платно. Давайте попробуем разобраться в нормативных актах, отвечающих на вопросы бесплатного и льготного лекарственного обеспечения онкопациентов. Частично затронем и бесплатную диагностику.

При выявлении онкозаболевания врачи должны обеспечить пациенту бесплатную диагностику в медицинских учреждениях согласно территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2013 год, вывешенной на стендах в каждом лечебном учреждении. С ее полным текстом можно познакомиться также в своей страховой компании. Если при диагностике требуют оплатить услугу , то следует сразу же позвонить в свою страховую компанию или ТФМС с жалобой на действия врача. Ведь, если у пациента нет денег, то он не сможет узнать о своем диагнозе, болезнь будет прогрессировать и повлечет самые неблагоприятные для него последствия. Для этого в регионах и принимаются территориальные программы государственных гарантий оказания медицинской помощи, согласно которым по полису ОМС диагностика бесплатна. Врачи очень часто стараются заставить пациента платить за бесплатные услуги. Конечно, не все услуги бесплатны. В регионах Министерствами здравоохранения издаются приказы с указанием, какой перечень бесплатных исследований должна обеспечить поликлиника по месту жительства перед направлением в онкодиспансер. Называться он может приблизительно так: « О порядке оказания медицинской помощи взрослому населению» с утвержденным «порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при онкозаболеваниях» и указанием «рекомендуемого перечня клинико - диагностических исследований, проводимых при подготовке больных с подозрением на новообразования для направления в онкодиспансер». Узнать о нем, если врач будет направлять на платные исследования, можно в Минздраве области. Если врачи не предложат платные исследования, то этот приказ и не понадобится пациенту. Вообще, по всем вопросам бесплатной диагностики и лабораторных исследований следует обращаться за консультацией в свою страховую компанию.
После предварительных исследований врач первичного звена поликлиники выдает направление в территориальный онкодиспансер. В регистратуре пациента записывают на прием к врачу онкологу, который назначает уточняющую диагностику для оформления в стационар. Она также должна быть бесплатной и оказываться по полису ОМС по стандарту лечения, т.к. при каждом онкозаболевании имеются свои стационарные стандарты, которые и содержат перечень диагностических исследований, проводимых бесплатно. Указан этот бесплатный перечень в самом перовом разделе стандарта: «Диагностика». Пока еще действуют старые стандарты 2006-2007 года. Например, при заболевании рак молочной железы применяется стандарт утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 октября 2006 г. N 700 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным со злокачественным новообразованием молочной железы (при оказании специализированной помощи)".
Однако Минсоцздравразвития РФ разработало новые стационарные стандарты лечения при различных онкозаболеваниях. Они скоро будут введены в действие и также содержат перечень бесплатной диагностики и перечень бесплатных лекарств, предоставляемых пациенту при стационарном лечении . Познакомиться со стандартами, соответствующими своему заболеванию, пациент может в страховой компании, в ТФОМС или найти его в интернете.
После того, как пациенту в поликлинике онкодиспаснера провели уточняющую бесплатную диагностику, его оформляют в стационар для лечения. Все лечение в условиях стационара бесплатно по полису ОМС.
Лекарственные препараты назначаются в объеме, указанном в Инструкции «О порядке назначения лекарственных препаратов» , утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 (Приложение N 12 к приказу). В пункте 1.3 указано, что при оказании стационарной медицинской помощи назначение лекарственных препаратов осуществляется согласно стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В 2013 году применяется перечень ЖНВЛП , действующий в 2012 году (распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2012 г. N 1378-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 2199-р). Региональный перечень ЖНВЛП, содержащийся в территориальной программе государственных гарантий обычно совпадает в федеральным перечнем ЖНВЛП. Лечат в стационаре с применением курсов лечения. Здесь уже применяется другая часть стандарта, это раздел « лечение». Вот при лечении и применяются те лекарственные препараты, которые врачи назначают пациенту на консилиуме. Применение тех или иных препаратов зависит от стадии заболевания. Например, при заболевании РМЖ в стандарт входит препарат герцептин (трастузумаб), который не подлежит применению в условиях стационара при ранних стадиях РМЖ T1-2 N0 М0, однако может применяться при более поздних стадиях - Т2-3 N1-3 М0 и ТЗ-4 N2-3 М0-1. Также и препарат золадекс (пазопаниб) не применяется на начальных стадиях заболевания, а применяется при осложненных стадиях заболевания. Обо всем этом указано в стационарных стандартах.
Надо учитывать, что лекарства не назначаются пациенту по его просьбе, их назначение осуществляется на консилиуме врачей. Если в стационаре вам пришлось купить назначенные врачом лекарства, тем более, входящие в стандарт лечения, то сохраните кассовые и товарные чеки с датой после назначения лекарства врачом, и после выписки обратитесь в свою страховую компанию за возмещением потраченных на лечение денежных средств. Если же вы заключили договор на оказание платных услуг в рамках стандарта, то вам никто ничего не возместит. После выписки из стационара после окончания последнего курса химиотерапии и лучевой терапии пациент нередко нуждается в продолжении противоопухолевого лечения и вообще лечения лекарственными препаратами.
При наличии группы инвалидности пациент имеет право на бесплатное получение лекарств за счет средств федерального бюджета по программе ДЛО. А при отсутствии группы инвалидности онкобольные являются региональными льготниками и имеют право получать лекарства за счет средств регионального бюджета. Порядок назначения лекарств и выписки рецептов на них, в том числе в рамках государственной социальной помощи (бесплатно) содержится в той же «Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов» (Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007г. N 110). То есть препарат сначала должен быть назначен, а потом на него выписывается рецепт. Иногда это один и тот же врач терапевт, назначающий лекарства от гипертонии. А иногда лекарства назначает врач специалист, например, онколог, кардиолог, а затем по его письменной рекомендации (например, записи в карточке) врач - терапевт выписывает льготный рецепт на назначенные лекарства.
Назначаются лишь лекарства, входящие в соответствующий перечень, о чем и указано в пункте 1.4 Приложения № 12 к Инструкции:
«При оказании амбулаторной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в случаях типичного течения болезни назначение лекарственных препаратов осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи".В этот перечень Приказа № 665 входят противоопухолевые лекарства и лекарства, применяемые при лечении отдельных заболеваний. Все они по медицинским показаниям могут быть назначены инвалиду, и на них может быть выписан льготный (бесплатный) рецепт.
Сначала что касается назначения и выписки противоопухолевых препаратов в рамках этого федерального перечня.
На дорогостоящие противоопухолевые лекарства для амбулаторного лечения, входящие в указанный Перечень, назначенные онкологами на консилиуме территориального онкодиспансера формируется сводная заявка, которую Главный врач онкодиспансера отправляет в нескольких экземплярах в Минздрав региона на утверждение. В заявку включается поименная потребность пациента в конкретном лекарстве. Затем утвержденная заявка возвращается в онкодиспансер, в поликлинику по месту жительства и в льготную аптеку для того, чтобы все они знали, что лекарство можно выписывать по льготному рецепту.
Недорогие противоопухолевые лекарства также назначаются на консилиуме врачей онкодиспансера, лечащий врач онколог выдает пациенту рекомендации для поликлиники на выписку лекарства, например, тамоксифена, но заявку уже формирует не онкодиспансер, а врач терапевт поликлиники (ЛПУ) по месту жительства , а главный врач ЛПУ направляет ее в Минздрав на утверждение. В связи с чем, надо следить за включением в заявку потребности пациента в том же тамоксифене врачом терапевтом.
Теперь о других лекарствах, входящих в федеральный перечень приказа № 665.
Если по онкологии нет амбулаторных стандартов и противоопухолевые лекарства выписываются согласно Приказа № 665 по решению консилиума, то при других заболеваниях амбулаторные стандарты имеются. В них указаны лекарственные средства, которые могут быть назначены больному при том или ином заболевании с последующей выпиской льготного рецепта. У пациента инвалида в карточке должен быть записан соответствующий диагноз, например, гипертония, по которому имеется амбулаторный стандарт, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 254 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным артериальной гипертонией". Туда входят лекарства под международными наименованиями, как и в перечень приказа № 665. Например, каптоприл входит и в стандарт лечения и в федеральный перечень приказа № 665. Но пациент не может просить врача выписать ему лекарство, врач сам должен его назначить и сделать запись в карточке. Назначаемое лекарство может не входить в стандарт, но обязательно должно входить в перечень приказа № 665. При соблюдении указанных условий необходимо требовать выписки льготного рецепта.
Теперь, что касается лекарственного обеспечения онкобольных, не имеющих группы инвалидности.
В пункте 3.1. той же Инструкции №110 указано, что лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой, назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики согласно утвержденным стандартам медицинской помощи и в соответствии с территориальными перечнями лекарственных препаратов.
Этот территориальный перечень лекарственных средств содержится в приложении к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, о которой мы уже говорили. Или Минздрав региона издает отдельный перечень, но он всегда имеется. В большинстве случаев этот территориальный перечень лекарств, содержащийся в программе гос. гарантий области совпадает с перечнем лекарств, содержащихся в приказе Минздрава РФ 665.
То, что онкобольным должны бесплатно предоставлять для лечения имеющихся у них заболеваний все лекарственные средства по имеющимся заболеваниям, указано в Приложении N1 «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» Постановления Правительства № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Там указано, что «право на бесплатное получение лекарственных препаратов имеют лица с онкозаболеваниями» и что бесплатно выписываются «все лекарственные средства». Это и есть те лекарства, которые входят в региональный перечень территориальной программы гос.гарантий. Лекарства из перечня назначаются врачом по медицинским показаниям, а не по просьбе пациента.
Но за право получать бесплатно лекарства по региональной льготе необходимо будет бороться, т.к. врачи зачастую экономят региональные денежные средства и говорят, что либо онкобольному не положены бесплатные лекарства по региональной льготе, или что положены лишь лекарства по онкологии, что нет финансирования и т.д. При отказе в выписке льготных рецептов онкобольному со ссылками на указанные источники, сначала можно обратиться к заведующей поликлиникой, врачи которой отказываются выписать льготный рецепт. Затем с жалобой на действия врачей можно обратиться в отдел лекарственного обеспечения Минздрава региона, а на действия Минздрава - письменно в территориальный орган Росздравнадзора, который осуществляет контроль за лекарственным обеспечением льготных категорий граждан. Также в прокуратуру - на несоблюдение вышеуказанных нормативных актов о праве онкобольного на получение льготных лекарств.
Есть еще одна категория граждан. Это инвалиды, отказавшиеся от социального пакета.
При отказе от социального пакета они не перестают быть онкобольными региональными льготниками, продолжают проживать на территории области и на них должны распространяться указанные положения Постановления Правительства РФ №890 и положения территориальной программу государственных гарантий.
На это счет имеется письмо Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой», где указано, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, (это приказ 665) предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации (это постановление 890 и территориальный перечень), граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям».
В некоторых финансово обеспеченных регионах этот порядок соблюдается, поэтому пациенты могут защитить свои права, обратившись в Минздрав и Росздравнадзор при отказе врача выписать льготный рецепт.
Но в большинстве регионов Минздравом отрицается их право на получение льготных лекарства по региональной льготе, несмотря на приведенные нормативные акты, и таким пациентам врачи отказывают в выписке бесплатных лекарств при отказе от соцпакета.
Для ограничения прав этой категории пациентов местными органами власти даже принимаются специальные нормативные акты, ограничивающие таких граждан в льготном лекарственном обеспечении. Это незаконно. Но для получения лекарства данный нормативный акт необходимо оспаривать в суде, признавая его незаконным путем обращения в прокуратуру, что и имеет место в некоторых регионах. Но лекарства онкобольной без социального пакета до этого времени так и не получит.
Поэтому отказываться от социального пакета при онкологии нежелательно, т.к. при рецидиве заболевания пациент просто не получит лекарства, а ходить по судам у него не будет времени и сил. А местный Минздрав своей незаконной позиции не изменит.

Автор: Лариса Зверева юрист


Анкета для заполнения по поликлинике

Анкета для заполнения по стационару

Приказ МЗ ЧР от 06.02.2015 г. №23 "О создании Общественного совета при министерстве здравоохранения Чеченской Республики"

Результаты проведенной независимой оценки КМП за 2014 г

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки...


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Мы в Инстаграм

Instagram

Контакты

8(8712)22-63-83
gburod@bk.ru

Россия, г. Грозный, ул. Леонова, 81
Открыть контакты